Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 304 комбинированного вида"
развернуть меню


Архив

Слово педагогам
   Подраздел: "Старший воспитатель
Малинина Эмилия Анатольевна"
Статья
19 апреля воспитанники МКДОУ д/с № 304, группы № 5 побывали на экскурсии в Технопарке.
Читать
Статья
Требования к речи педагога
Скачать
Статья
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев
Скачать
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Скачать
Организация воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО Скачать


ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО


Пословица «По одёжке встречают, по уму провожают» в первую очередь применима к человеческому общению, где слова – «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Люди знали это с древних времен, еще Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

В настоящее время мы отмечаем тревожную ситуацию в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию. На наш взгляд это:
ухудшение состояния здоровья детей;
существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
снижение уровня речевой культуры в обществе;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.

Осмысление существующей ситуации позволило нам сделать вывод о том, что методическая работа, направленная на формирование культуры речи в детско-взрослом коллективе позволит педагогам преодолеть трудности, возникающие у них во время общения с детьми и их родителями, с коллегами.
Цель работы: формирование навыков и умений рационального речевого общения.

В соответствии с поставленной целью нами был определен следующий круг задач:
Повышать речевую культуру педагогов;
Помогать дошкольникам усваивать выразительные средства языка;
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Совершенствовать умение свободно общаться, сочинять короткие рассказы и сказки;
Пробудить интерес детей и родителей к театру.
Учить пониманию немецкой речи на слух и испытывать удовольствие от нового языка и новой культуры.

Основные направления реализации:
Постоянно действующий семинар для педагогов «Вначале было Слово…»
Кружковая работа для детей «В гостях у Слова»
Коммуникативный практикум в рамках семейного клуба «Как наше слово отзовется»;

Постоянно действующий семинар для педагогов по теме «Вначале было Слово…» затрагивает такие темы как «Культура и этика общения», «Звучащая речь и ее особенности», «Что за прелесть эти сказки», «Театр», где с помощью куклы ребенок раскрепощается перед словом и др.
Слово будит нашу душу, разум. Но как разбудить само слово? Наши дети нерешительны в плане общения, но так чутки к слову, к образу, им все интересно. Чтобы их раскрепостить, мы пригласили ребят в сказочное путешествие в страну Слов.. В этой стране даже пальчики на руках оживают и начинают разговаривать. Гласные и согласные звуки живут в своих домиках и ведут себя как люди, и становится понятным, почему белку назвали белкой, а забавную маленькую птичку – зяблик.
Наши дети с удовольствием ходят в гости к словам. Например, к слову «Неваляшка» `Толковый словарь Кузнецова` неваляшка НЕВАЛЯ́ШКА -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Разг. Детская игрушка - фигурка, которую невозможно уложить; Ванька-встанька.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998г.


«В гости к неваляшке»


Каждый ребенок любит сказки.
Слово «сказка» известна с XVII века. В словаре В.И. Даля «сказка» определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание". И выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? А вот ребенок убежден, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо.

Работа по ознакомлению детей со сказкой осуществляется систематически и целенаправленно, в ходе которой решаются следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со сказками;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи, интонации;
- развитие творческих способностей детей, умение фантазировать.
Воспитательные:
- воспитывать умения детей действовать в коллективе;
- пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо чувствовать, сопереживать;
- раскрепощать каждого ребенка.

Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Маленьким актерам и юным зрителям еще роднее станут “Теремок”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Колосок”, “Курочка Ряба” и многие другие сказки.



Наш детский сад третий год сотрудничает с Гете-институтом. Мы считаем, что знакомство со звучащим словом другого языка (в данном случае немецкого) – это хорошая возможность для изучения другой культуры. Программа изучения немецкого языка для дошкольников является продолжением разработанного Гете-институтом в Мюнхене материала «Пробный курс немецкого как иностранного в детском саду». В ней отражены цели, содержание, методы и способы работы с куклой-зайцем Хансом. Желание общаться с зайчишкой Хансом мотивирует детей понимать немецкий язык и говорить на нем. С помощью песен, поделок и игр дети знакомятся с зайчишкой Хансом и проникают в мир немецкого языка непринужденно и радостно.

Семейный клуб знатоков родного языка «Как наше слово отзовется» видит своей целью установление партнерских отношений в целях воспитания у детей любви к родному языку «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Н.В.Гоголь

Во время наших встреч мы предлагаем родителям побыть детьми, поиграть в речевые игры, а затем играть в эти и другие игры дома с детьми («Помогаю маме», «Давай искать на кухне слова», «Волшебные очки» и др.)

Мы вместе с родителями открываем дверь в удивительный мир слов, словосочетаний, знакомимся с многозначностью слова, этимологией, погружаемся в многоликий мир пословиц и крылатых выражений. Встречи в клубе стали традиционными, интенсивность проведения – одна встреча в квартал, продолжительностью 40 минут.

Результат нашей деятельности:
Превращение педагогов в коммуникативных лидеров педагогического процесса ДОУ.
Осознанное владение детьми нормами родного языка;
Проявление в общении дошкольников умения излагать свои мысли последовательно, умения убеждать, отстаивать свою точку зрения;
Развитие социальных навыков (сотрудничество, сотворчество, соигра) детей дошкольного возраста;
Пробуждение интереса детей и родителей к театру;
Понимание детьми немецкой речи на слух и удовольствие от нового языка и новой культуры;
Осознанное отношение родителей к речи детей;
Выполнение социального заказа семьи.

Э. А. Малинина, старший воспитатель МКДОУ д/с № 304






# НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Последнее обновление 17.07.2018